Братья Додж

Братья ДоджОни начинали  простыми работягами в литейном цеху. Затем выпускали велосипеды в Канаде. Случайно возглавили «Ford motors Co» и только потом построили собственный автомобильный завод “Додж Бразерз” (Dodge Brothers).

 

 

Прирождённые механики

1864 год. США. Штат Мичиган. Провинциальный городок Найлз. В семье потомственного железнодорожника Дэниела Доджа рождается первенец —  мальчик Джон Додж. В 1868 году в семе рождается  второй сын  —  Горас Додж.

Глава семьи к тому времени уже владеет литейной и ремонтной мастерскими, в которых ремонтирует железнодорожное оборудование.

В этих мастерских проходит детство будущих патриархов автомобильной промышленности. Братья изучают механизмы, приобретают рабочие профессии и получают начатки  инженерных знаний.

Показательный факт. Когда в городке Найлз появился первый велосипед в семье самого зажиточного горожанина, братья Додж сумели скопировать его механизм и самостоятельно собрали свой велосипед из подручных материалов и всякого механического хлама из отцовских мастерских.

С 1887 года семья Додж проживает в городе Детройт.  Джон и Горас  работают простыми рабочими на предприятии Murphy Boiler Works, которое производит паровые двигатели.

Трудолюбивые братья Додж вкалывают настолько усердно, что вскоре старший брат — Джон получает повышение по службе и зарабатывает туберкулёз. Сказались вредные условия труда в механическом цехе.

Братья Додж вынуждены искать работу «почище». И попадают в мастерскую Генри Лиланда. Этот инженер славился на весь Детройт параноидальным стремлением к точности. Все механизмы из этой мастерской не гремели, не брякали, не имели лишних зазоров, а все детали были  филигранно подогнаны друг к другу. Среди прочего здесь выпускали велосипедные детали. Братья Додж с улыбкой вспоминали свой первый опыт по созданию велосипеда. Их рыдван не шёл ни в какое сравнение с тем, что можно было бы собрать из деталей, выпускаемых в мастерской Генри Лиланда.

В мастерской Лиланда братья задержались ненадолго. А уехали в Канаду, где работают в компании Dominion Typograph Company, которая вопреки названию занимается производством велосипедов.

 

Собственное велосипедное производство

Велосипед стал не просто первым техническим продуктом братьев Додж, но и выписал им путёвку в светлое автомобильное будущее. Работая в канадской компании Dominion Typograph Company, младший из братьев — Горас Додж изобрёл велосипедную втулку — блок из подшипников в закрытом корпусе. Эти втулки используются и по сей день. Закрытые от дорожной пыли и грязи подшипники работают «мягче», увеличивают скорость езды и экономят  усилия велосипедиста.

Работодатель братьев Додж мгновенно оценил придумку и позволил им создать на базе своего предприятия небольшой заводик по выпуску велосипедов под маркой Evans & Dodge Bicycle (Эванс и Додж бицикл). Первое имя в названии — имя того самого щедрого работодателя, который вошёл в долю. Фамилия Додж значится пока что на втором месте. В 1897 году на велозаводе братьев Додж работает уже сто человек. Их велосипеды успешно продаются не только в Канаде, но и в США.

В это время на североамериканском континенте уже зародилась автомобильная промышленность.

Фред Эванс, — бизнес партнёр братьев Додж объединяет канадских производителей велосипедов и прочей механики в огромную промышленную структуру под названием National Cycle & Autuomobile Company. Переводится как канадская национальная вело-авто компания.

В 1899 году Джон Додж  становится генеральным директором этого предприятия. В сущности, это было первое автомобильное предприятие, в создании которого приняли участие братья Додж, ведь их велосипедный завод тоже вошёл в состав этой промышленной структуры.

 

Успешный старт в автомобильной промышленности

Канадская национальная вело-авто компания почти сразу после создания была продана конкурентам из США. Джон Додж лишился поста генерального директора. И братья возвращаются в Детройт, что бы создать здесь полностью самостоятельное предприятие без баламутных партнёров и без постороннего вмешательства в свои дела. На деньги, врученные от продажи своего велосипедного заводика в Канаде братья основали в 1901 году  в Детройте компанию Dodge Brothers. «Механики и инженеры, производители специального оборудования и ремонтники техники» — так гласила их реклама, размещённая в городской газете. От автомобильной промышленности они пока ещё далеки. Первое время мастерская Dodge Brothers занимается  ремонтом полиграфического оборудования и строит морские паровые двигатели для яхт.

 

Братья Додж быстро заслужи в Детройте высокую репутацию. Однажды к ним обратился даже Рэнсон Олдс, тот человек, который раньше Генри Форда додумался до идеи массового серийного автомобильного производства. Олдсу нужны были сотни и тысячи одинаковых  комплектующих постоянного качества. Он заказывает братьям две тысячи трансмиссий и вскоре загружает мастерскую заказами настолько плотно, что занимает все производственные мощности.

Сотрудничество с Олдсом продолжается два года.

А в 1903 году в мастерскую Братьев Додж зашёл Генри Форд

И заказал 650 машинокомплектов, состоящих из двигателя, трансмиссии, осей и рамы. По сути Форд заказал братьям Додж выпускать автомобиль по его чертежам и под его именем.

Форд находился ещё на старте и поэтому не имел денег, что бы оплатить заказ. Поэтому он расплачивается акциями своей компании «Ford motor company». Так братья Додж стали владельцами 10% акций Форд моторс. Когда через одиннадцать лет Форд моторс станет крупнейшим мировым производителем автомобилей, Dodge Brothers вслед за ним превратится в крупнейшего мирового производителя комплектующих.

Джон Додж даже  получил в 1905 году пост вице-президента Ford motor company, а в 1906 году вовсе  стал президентом этой  компании.

 

Автомобильный завод Dodge Brothers

Братья Додж продолжают выпускать машинокомплекты для Форда. На заводах Форда на машинокомплекты ставят кузова, да навешивают колёса. Братья понимают, что они выполняют самую сложную и важную работу. И, как ведущие инженеры, они  знают сильные  и слабые стороны автомобилей Форда. Они способны выпускать автомобиль, превосходящий фордовские модели, которые на тот момент считаются лучшими в мире.

17 июля 1914 года братья Додж основывают своё автомобильное производство — Dodge Brothers, Inc. (Додж Бразерз Инкорпорейтед). И уже 14 ноября 1914 года из цеха выходит первый автомобиль под маркой Dodge Brothers. Первая модель Dodge имела индекс «Dodge Model 30». И была оснащена четырехцилиндровым двигателем , мощностью 35 л.с. Кроме того, была оборудована по последнему слову тогдашней техники: имела спидометр, электрический стартер.

И самая революционная деталь —  цельнометаллический сварной корпус!!!  До братьев Додж никто не додумался делать полностью металлический корпус. Кузова и кабины делали из дерева, или из комбинации металла и дерева.  А «Dodge Model 30» была вся из железа. Это была революция.

Автомобиль получил в народе прозвище «Старушка Бэтси». И вызвал активный интерес и даже ажиотаж. После презентации 22 тысячи магазинов  сразу заказали демонстрационный образец. Но компания смогла выпустить в 1914 году только 249 экземпляров своего автомобиля. А предварительные заказы сыпались мешками. В 1915 году объём продаж составил 45 тысяч автомобилей. Это успех.

Братья владеют компанией поровну но чётко разделяют между собой производственные функции. Старший  — Джон  занял пост генерального директора и занимается  делопроизводством  и продажами. Горас стал вице-президентом.  И занялся техническими разработками. Изобретает усовершенствования для новых моделей.

А новые модели появляются лавинообразно.

В 1916 году начинаются поставки в армию США.

В 1917 году начали выпускать  грузовики и фургоны, военная санитарная машина, гражданская модификация санитарного автомобиля.

Соответственно возрос объём производства.

в 1916 год — 71 400 автомобилей

1917 году – более 90 тысяч

1920 год более 141 тысячи автомобилей.

Dodge Brothers Inc. вышла на второе место в США по производству автомобилей. На первом месте — Форд, к успеху которого тоже приложили руку братья Додж.

Dodge Model 30
Dodge Model 30

 

 

Смерть братьев Додж

В 1920 году  братья скончались.

11 января 1920  от пневмонии умер Джон Додж. 10  декабря 1920 года  от цирроза печени умирает Горас Додж.

 

Во главе компании встаёт  опытный сотрудник Фредерик Хэйнес. Он уверенно воплощает в жизнь идеи покойных братьев. В 1921 году компания начинает выпуск туринг-каров — автомобилей для комфортных дальних поездок. Основоположником класса туринг-каров стала модель  «Dodge Tourung Car». Первый в мире автомобиль с цельнометаллическим закрытым кузовом!!!  Ещё одна маленькая революция в автомобильном мире.

В 1922 году Dodge Brothers Inc выходит на европейский рынок. Первый автопроизводитель из США, который осмелился начать продажи за океаном. На северо-западе Лондона построили  сборочное предприятие Dodge Brothers для выпуска грузовиков  Dodge.  Но в Европе их продают  под маркой Graham.

В В 1924 году появился  Dodge Roadster — спортивный двухместный автомобиль с мягкой складной крышей.

Братья Додж совместно оставили после себя восьмерых детей, которые после смерти отцов устроили грызню за наследство. От внутрисемейных дрязг страдал  бизнес, которым никто не умел заниматься. Компания оказалась на грани банкротства.  Что бы поделить наследство  поровну наследники  решили продать Dodge Brothers Inc.

 

Купил Уолтер Крайслер, который скупал любые автозаводы, что бы сформировать крупную корпорацию.  В 1928  заводы Dodge вошел в состав корпорации Chrysler. Большие  производственные мощности Dodge позволили Крайсеру  войти в  тройку автогигантов США, наряду с Ford и General Motors.

 

Итоги

Братья Додж успели поучаствовать в создании всех корпораций «большой тройки». Олдсмобил, для которых они выпускали комплектующие компоненты, позже  вошёл в состав General Motors. Для   Ford Мotors они тоже выпускали компоненты и даже какое-то время возглавляли. Теперь  же марка «Додж» принадлежит Chrysler.

Братья Додж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *