Рождение Тойоты

История о том, как скромный японский завод по производству ткацких станков превратился в лидера мирового автомобилестроения

 

Сакити Тоёда

 

В 19 веке основу японской промышленности составляло производство шёлка. Шёлк был главным экспортным товаром, а шелковичное производство послужило драйвером промышленного развития. Дело в том, что для производства шёлка Япония импортировала ткацкие станки из Англии.

 

В 1897 году тридцатилетний японский инженер Сакити Тоёда запатентовал и наладил производство ручных ткацких станков.

Своё предприятие он назвал «Тоёда лум». Тоёда постоянно изобретал всё новые и новые модели станков. И вот через десять лет Сакити Тоёда  уже сам экспортирует свои станки в Англию.

 

30-е годы ХХ века. Строительство первого завода

 

«Тоёда лум» процветает. Но его владелец лелеет более амбициозные планы. В 1929 году он продал несколько своих патентов английскому конкуренту «Плэтт бразер». Получил за нихпол-миллиона долларов США. На вырученные деньги он начинает  строить автомобильный завод «Тоёда отомэтик лум». Но  умирает. Новый завод возглавил сын владельца  Киитиро Тоёда.

 

В 1931 году Киитиро Тоёда начал работу над первым автомобилем Тоёда. Да-да. Изначально тойоТы были тоёДами.

Инженеры тщательно изучали автомобили США и приняли их конструкцию за образец.

 

В 1935 году была выпущена первая модель — малогабаритный седан «G-1». Продали всего 20 экземпляров. «Тоёда отомэтик лум» понесла катастрофические убытки и оказалась на грани ликвидации.

 

Но в это время Япония начала активно воевать в Манчжурии и приготовилась воевать по всем островам Тихоокеанского бассейна. Правительство значительно усилило военные расходы. В частности — увеличило закупки грузовиков. Что бы принять участие в оборонном госзаказе, Киитиро Тоёда выделяет автомобильное производство из холдинга «Тоёда лум» и даже меняет название на «Тоёта мотор компани». Поменяли одну согласную букву в названии. Новое название имеет более благозвучное звучание и его иероглифическое написание смотрится более красиво. А ещё.  Что бы написать старое название иероглифом, требовалось такое количество движений кисточкой, которое считалось у суеверных покупателей несчастливым числом. А новое название с суеверной точки зрения очень безопасное.

 

В 1937 году «ТоёТа мотор компани» продало уже 3 тысячи автомобилей. В основном — грузовики.  Сравните со скромными продажами модели  «G-1» двумя годами ранее. В 1941 году суммарный выпуск всех  моделей Тоёта составил 14,6 тысяч автомобилей.

 

50-е годы ХХ века. Послевоенное возрождение

 

После окончания Второй мировой войны японская промышленность лежала в руинах, а сама Япония оказалась оккупированной США. Руководители японских автомобильных заводов вынуждены спрашивать  у оккупационных властей разрешение, что бы восстановить выпуск автомобилей.  Поэтому первый послевоенный автомобиль Тоёта произвела только в 1947 году. Это была модель Toyopet SА — двухдверный седан внешне очень похожий на  самый массовый автомобиль всех времён — на Фольксваген Жук

Однако за шесть лет производства Toyopet SА (1947-1952) было продано всего лишь 215 экземпляров. Киитиро Тоёда сделал ставку на быстрое восстановление Японии от послевоенной разрухи, поэтому влез в долги и забил все склады новёхонькими автомобилями Toyopet SА  и запасом комплектующх. Однако японская экономика буксовала и люди не спешили покупать автомобили. Тойота вновь оказалась на грани банкротства. Кредиторы пытались хоть как-то спасти остатки компании. Провели реорганизацию реорганизацию, уволили полторы тысяч рабочих, и ещё раз поменяли название на  «Тойота моторс». Но не это спасло автопроизводителя от банкротства. Компанию вновь спасли военные заказы.

 

В 1950 году США ввязались в Корейскую войну. Американская армия нуждалась в грузовиках на Корейском полуострове. Грузовики должны были производить японские автомобильные заводы. В частности, завод «Тойота моторс». Первые военные заказы поступили  в 1951 году. И в дальнейшем их объём только увеличивался. Головной завод «Тойота моторс» не успевал выпускать автомобили в необходимых количествах. Не хватало производственных мощностей. Компания построила новый завод, расплатилась с долгами и даже выплатила дивиденды по итогам 1951 года. Производство в том году составило около 15 тысяч грузовиков.

 

60-е годы ХХ века. Штурм американского рынка

 

На американских военных заказах оживилась вся японская промышленность и экономика. Появился внутренний спрос на автомобили. А в 1957 году «Тойота» привезли в США для розничной продажи два экземпляра автомобиля » Toyopet Crown». За пять лет продаж 1957-1961 на рынке США удалось продать 2713 экземпляров этого автомобиля. После чего продажи «Тойопет Краун» окончательно встали. Но эта модель выполнила свою функцию. Познакомила американцев с новой автомобильной маркой. И познакомила японских инженеров с американскими потребителями. Теперь японцы знали, что для рынка США необходимо разрабатывать отдельный модельный ряд. Автомобили, сделанные для японского рынка, в США спросом не пользуются.

Первой американской моделью Тойота стал внедорожник » Toyota Land Cruiser». Потом была «Toyota Corona». Эти модели постоянно имели дефекты сборки.

Компания «Тойота» постепенно улучшала качество год за годом. Заработала репутацию, как уважаемая марка, заслуживающая внимания. И за десять лет закрепилась на рынке США.

В конце шестидесятых годов 20 века компания «Тойота» вынуждена обзавестись флотом из десяти грузовых судов, каждый из которых способен перевезти по океану тысячу автомобилей.  Эти корабли постоянно курсировали, развозя автомобили марки Тойота по всему миру: от Канады до Австралии.

В 1968 году на рынке появилась модель «Toyota Corolla». Невзрачная, простенькая машинка с двигателем 73 л.с. Зато автомобиль обладал надёжной конструкцией, оптимально низкой ценой и удачно  продуманной эргономикой салона. Эта модель стала бестселлером не только на внутреннем японском рынке, но и на всех внешних рынках, куда Тойота смогла её доставить. Главным конкурентным преимуществом «Короллы» считалась её экономичность. Из-за нефтяных шоков 70-х годов бензин подорожал по всему миру. в 2-3 раза. Автомобилисты избавлялись от «монстров», пожирающих 25 литров горючего на 100 километров пути и с радостью пересаживались на «Короллу».

 

Toyota. Через тернии к звёздам

 

В 1935 году  появился первый автомобиль Тоёда «G-1», который с трудом был продан в количестве двух десятков штук. А через 40 лет Toyota motor продаёт по всему миру  десятки тысяч автомобилей. Эта компания и по сей день входит в число  лидеров мирового автомобилестроения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *